+7 (347) 235–72–33

г.Уфа, ул. Российская, 100/3
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

Процедура оценки профессиональных дефицитов педагогических работников

Процедура оценки профессиональных дефицитов педагогических работников– одна из важнейших задач ЦНППМПР.
Процедура оценки профессиональных компетенций учителей направлена на повышение уровня профессионализма путем выявления проблем, связанных с непосредственным выполнением учителем своих профессиональных обязанностей.
Оценка уровня профессиональных компетенций учителей проходит через решение диагностических тестовых заданий различного уровня сложности. Такая оценка проводится с целью выявления уровня компетенций учителя по наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности.

Цель: получение объективной информации по состоянию и уровню профессиональных педагогических компетенций учителей.

Задачи:
  1)Оценка уровня сформированности компетенций учителя по четырем блокам профессиональных педагогических компетенций: предметному, методическому, коммуникативному, психологическому
  2)Корреляция показателей уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций учителя с данными о профессиональной деятельности учителя от общеобразовательной организации
  3)Определение проблемных областей профессиональной деятельности учителя
  4)Определение направлений и тематики повышения квалификации учителей на основании выявленных профессиональных дефицитов

Процедура оценки профессиональных компетенций.
Процедура оценки профессиональных компетенций осуществляется посредством выполнения диагностических тестов, содержание которых направлено на определение уровня сформированности компетенций педагогов по основным блокам профессиональных педагогических компетенций: предметные, методические, коммуникативные и определение профессионального выгорания. Процедура выполняется в системе MOODLE, расположенной на сайте ЦНППМПР вкладке «Дистанционное обучение» (http://tcoppspb.beget.tech/).
Данный мониторинг проводится на регулярной основе, по его итогам проводится анализ как в целом компетентностного уровня педагогов, так и по каждому блоку компетенций, в частности. По результатам анализа, для педагогов готовятся индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), нацеленные на поэтапную ликвидацию выявленных профессиональных дефицитов.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) – это технология профессионального развития, направленная на достижение личного профессионального роста и мастерства. Предполагаем, что индивидуальный маршрут поможет педагогу отслеживать и анализировать результаты работы, совершенствовать методику преподавания. При правильном отношении ИОМ станет основой и для личностного роста.
Предварительной работой, проводимой до составления ИОМ, является процедура диагностики профессиональных компетенций учителей-предметников общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Процедура диагностики профессиональных компетенций  на выявление предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных дефицитов. По результатам проведенной процедуры диагностики, исходя из выявленных дефицитов под руководством специалистов ЦНППМ составляется ИОМ.

Рисунок 1. Единая региональная инфраструктура научно-методического сопровождения

Условиями реализации ИОМ являются:
- информационная поддержка образовательных организаций Республики Башкортостан о возможностях и перспективах реализации ИОМ;
- бесшовная матрица, включающая информацию о различных видах образовательных активностей (как внутри региона, так и за его пределами), направленных на развитие личностных и профессиональных компетенций педагога;
- банк запросов педагогических работников, для формирования технического задания на разработку образовательных продуктов, способствующих непрерывному профессиональному росту педагогов.
В результате реализации ИОМ будет созданный педагогом образовательный продукт, устранение профессиональных дефицитов педагога, будет отображен путь развития педагога от запланированных к реализованным действиям и рефлексии мониторинга непрерывного профессионального развития.
С целью создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих реализацию личностного подхода к формированию ИОМ, педагогам будет предоставлена возможность реализации ИОМ по гибкой структуре, с возможностью внесения изменений или корректировок педагогом по необходимости, после согласования с тьютором.
Структура ИОМ представляет собой бланк, заполняемый тьютором ЦНППМП ГБПОУ УМПК при участии педагога, включающий в себя информацию по каждому периоду обучения.
Нами разработан алгоритм формирования ИОМ представляющий поэтапную работу.

Рисунок 2. Алгоритм формирования ИОМ

Началом формирования педагогом ИОМ становится его личное обращение к тьютору ЦНППМ (живое обращение, телефонный звонок и т.д.). В ходе работы тьютора с педагогом (при необходимости применяются различные технологии, консультации, анкетирование и т.д.), с учетом разработанного индивидуального плана профессионального развития, определяется одна или несколько ключевых характеристик образовательного запроса педагога (основание для запуска ИОМ), а именно:
- образовательные цели;
- личные и профессиональные образовательные интересы;
 - профессиональные дефициты.
Процедура выявления профессиональных дефицитов педагога проводится в ЦНППМ - добровольно, по желанию самого педагога. Педагог, желающий сформировать ИОМ, может:
- обратиться в ЦНППМ самостоятельно для прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов и/или получения рекомендаций по итогам прохождения диагностических/оценочных процедур (диагностики профессиональных компетенций, добровольной независимой оценки квалификации, аттестации с целью установления квалификационной категории и пр.);
- обратиться в ЦНППМ после консультации с тьютором для прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов и/или получения рекомендаций по итогам прохождения диагностических/оценочных процедур (диагностики профессиональных компетенций, добровольной независимой оценки квалификации, аттестации с целью установления квалификационной категории и пр.);
- отказаться от прохождения диагностических процедур по выявлению профессиональных дефицитов.
На следующем этапе, вне зависимости от наличия результатов тестирования профессиональных дефицитов педагога, тьютор помогает педагогу сформировать свой образовательный запрос через формулирование педагогом:
- проблемных вопросов личного и профессионального развития;
- личных и профессиональных интересов.
Далее, на 3 этапе педагог формулирует образовательную цель ИОМ, которую раскрывает в планируемом маршрутном листе  через выбранные мероприятия, согласованные с тьютором и руководителем образовательной организации. Информация, указанная в маршрутном листе, является основой для создания тьютором Программы. На этом этапе, тьютор предлагает педагогу создать образовательный продукт, предоставляя возможность педагогу на практике поучаствовать в методических разработках в различных статусах (организатор, модератор, лектор и т.д.). Возможность разработки образовательного продукта:
- является средством мотивации педагога, позволит вывести его профессиональную деятельность за рамки образовательной организации и закрепиться в профессиональном сообществе;
- обеспечивает горизонтальный рост педагога внутри образовательной организации.
Заключительный этап проводится по завершении реализации ИОМ.  Описывается рефлексия как педагога, так и тьютора по результатам мероприятий из маршрутного листа и по результатам презентации образовательного продукта. На основании полученной рефлексии можно будет делать выводы об успешности выбранных мероприятий и определять дальнейшие действия по непрерывному профессиональному развитию педагога. В случаях, если педагог проходил тестирование по выявлению профессиональных дефицитов, тьютор может рекомендовать пройти это тестирование повторно, для наиболее точного выявления полученных результатов по итогам реализации ИОМ. Также, повторное тестирование  может явиться основой для формирования нового ИОМ, при соответствующем желании педагога.
По итогам обучения, педагогу предлагается написать саморефлексию по прохождению ИОМ, в которой необходимо раскрыть ответы на ключевые вопросы, раскрывающие его личное отношение к процессам формирования и реализации ИОМ.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период. Реализованный ИОМ может использоваться при прохождении аттестации педагогическим работником. Таким образом, целенаправленный процесс развития профессионального мастерства требует  планомерную работу, реализации которой помогает ИОМ педагога.

Документы:

Документация по диагностике профессиональных компетенций педагогов с 26 по 29 мая 2021 года:

  • Приказ о проведении процедуры диагностики профессиональных компетенций педагогов с 26 по 29 мая 2021 года
  • Исходящее письмо о проведении процедуры диагностики профессиональных компетенций педагогов с 26 по 29 мая 2021 года
  • Исходящее письмо о сроках  проведения процедуры диагностики профессиональных компетенций педагогов с 26 по 29 мая 2021 года
  • Приказ на проведение аналитических исследований результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников (26-29 мая 2021 года)
  • Аналитический отчет по процедуре оценки профессиональных компетенций учителей-предметников (26-29 мая 2021 года)
  • Приказ об утверждении итогового отчета по результатам диагностики профессиональных компетенций учителей-предметников образовательных организаций Республики Башкортостан (26-29 мая 2021 года)
  • Выписка из протокола совета ЦНППМ по итогам диагностики профессиональных компетенций педагогов общеобразовательных организаций (26-29 мая 2021 года)
  • Приказ о создании индивидуальных образовательных маршрутов по результатам диагностики профкомпетенций учителей-предметников образовательных организаций Республики Башкортостан (26-29 мая 2021 года)
  • Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) по русскому языку, литературе, химии, биологии, истории, обществознанию (26-29 мая 2021 года)
  • Приказ об утверждении графиков консультаций сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников (26-29 мая 2021 года)
  • График консультационного сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников (26-29 мая 2021 года)
  • Приказ об утверждении графиков консультационного сопровождения прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, освоения ДПП педагогическими работниками (26-29 мая 2021 года)
  • График консультационного сопровождения прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, освоения ДПП педагогическими работниками (26-29 мая 2021 года)
  • Приказ об утверждении графиков консультационного сопровождения работников муниципальных и иных методических служб, педагогических работников и управленческих кадров по вопросам эффективного методического обеспечения образовательной деятельности (26-29 мая 2021 года)
  • График консультаuионного сопровождения работников муниципальных и иных методических служб, педагогических работников и управленческих кадров по вопросам эффективного методического обеспечения образовательной деятельности (26-29 мая 2021 года)
  • Документация по диагностике профессиональных компетенций педагогов с 23 по 26 ноября 2021 года:

    Документация по диагностике профессиональных компетенций педагогов с 21 по 24 февраля 2022 года:

    Документация по диагностике профессиональных компетенций педагогов с 23 по 30 мая 2022 года:

    Документация по диагностике профессиональных компетенций молодых педагогов с 24 по 31 октября 2022 года:

    • Приказ о проведении процедуры диагностики профессиональных компетенций педагогов с 23 по 30 мая 2022  года
    • Исходящее письмо о проведении процедуры диагностики профессиональных компетенций молодых педагогов с 24 по 31 отября 2022  года
    • Приказ на проведение аналитических исследований результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников (23-30 мая 2022 года)
    • Аналитический отчет по процедуре оценки профессиональных компетенций учителей-предметников (23-30 мая 2022 года)
    • Приказ об утверждении итогового отчета по результатам диагностики профессиональных компетенций учителей-предметников образовательных организаций Республики Башкортостан (23-30 мая 2022 года)
    • Выписка из протокола совета ЦНППМ по итогам диагностики профессиональных компетенций педагогов общеобразовательных организаций (23-30 мая 2022 года)
    • Приказ о создании индивидуальных образовательных маршрутов по результатам диагностики профкомпетенций учителей-предметников образовательных организаций Республики Башкортостан (23-30 мая 2022 года)
    • Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) по русскому языку, литературе, химии, биологии, истории, обществознанию, географии, физике, информатике, английскому языку (23-30 мая 2022 года)
    • Приказ об утверждении графиков консультаций сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников (23-30 мая 2022 года)
    • График консультационного сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников (23-30 мая 2022 года)
    • Приказ об утверждении графиков консультационного сопровождения прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, освоения ДПП педагогическими работниками (23-30 мая 2022 года)
    • График консультационного сопровождения прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, освоения ДПП педагогическими работниками (23-30 мая 2022 года)
    • Приказ об утверждении графиков консультационного сопровождения работников муниципальных и иных методических служб, педагогических работников и управленческих кадров по вопросам эффективного методического обеспечения образовательной деятельности (23-30 мая 2022 года)
    • График консультаuионного сопровождения работников муниципальных и иных методических служб, педагогических работников и управленческих кадров по вопросам эффективного методического обеспечения образовательной деятельности (23-30 мая 2022 года)
    2020, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

    г.Уфа, ул. Российская, 100/3
    +7 (347) 235–72–33
    magpos@mail.ru