+7 (347) 216–81–80

г.Уфа, ул. Российская, 100/3
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Документы

Письмо  Министерства просвещения РФ об организации работы по повышению функциональной грамотности от 14.09.2021 № 03-1510

Письмо Министерства просвещения РФ об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ от 15.09.2021 № АЗ-581/03

Приказ Министерства образования и науки РБ о создании Координационного Совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций РБ от 17.09.2021 №1855

Приказ Министерства образования и науки РБ об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций РБ от 20.09.2021 № 1869

Приказ Министерства образования и науки  РБ о формировании функциональной грамотности школьников от 20.09.2021 №04-05/914

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций РБ

Аналитический отчет ЦНППМПР по результатам диагностики функциональной грамотности в рамках подготовки к основному этапу исследования (PISA) от 30.06.2022 №100-ц от 30.06.2022 № 100-ц

Вебинары Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

Дата Тема Выступающий Видеозапись
08.11.2023 Функциональная грамотность как способ социализации Банников Алексей Львович https://rutube.ru/video/private/3e6fa24bd9bc2a9e88616f135aa24b16/?p=ulh1gjXnqj7BhgnW-Gb-nA
11.02.2022 Читательская грамотность Банников Алексей Львович

https://www.youtube.com/watch?v=FFndt-hE0U8

15.02.2022 Креативное мышление Сафиуллина Ильнара Исрафиловна https://www.youtube.com/watch?v=bc-nPKL5bs0
16.02.2022 Читательская грамотность

Латыпова Рида Марсовна, Саньяров Фанзиль Булякович

https://www.youtube.com/watch?v=ukN7_MrcW-Y
17.02.2022 Читательская грамотность Насретдинов Сагит Калимуллович https://www.youtube.com/watch?v=R2aCH86HCsE
22.02.2022 Разбор заданий PISA по направлениям: «Естественнонаучная грамотность», «Читательская грамотность», «Математическая грамотность»

Никулина Юлия Александровна, Белоклокова Тамара Гайфулловна, Баширова Эльза Владимировна

https://www.youtube.com/watch?v=hnkXAtBxP_k
2.03.2022 Разбор заданий PISA по направлениям: «Естественнонаучная грамотность», «Читательская грамотность», «Математическая грамотность» Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Никонова Евгения Владимировна, Латыпова Рида Марсовна https://youtu.be/ccjACw9eE3g
16.03.2022 Разбор заданий по функциональной грамотности Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Никонова Евгения Владимировна, Латыпова Рида Марсовна https://youtu.be/s-357AqyFSY?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r

16.03.2022

Финансовая грамотность. Никонова Евгения Владимировна https://youtu.be/962dNTxmD-Y?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r

23.03.2022

Разбор заданий по математической грамотности Никонова Евгения Владимировна https://youtu.be/8vhzSYg3VDw?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r
23.03.2022 Естественно-научная грамотность Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Тарановская Ирина Викторовна https://youtu.be/J8s_1wkcxjk?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r
05.10.2022 Формирование и оценка естественно-научная грамотности: разбор заданий на уроках «Физики» Никонова Евгения Владимировна https://www.youtube.com/watch?v=TNlf-QE2b_A
14.10.2022 Глобальные компетенции в урочно-предметной деятельности учителя истории Банников Алексей Львович https://www.youtube.com/watch?v=e_M5s405HF4
18.10.2022 Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка Насертдинов Сагит Калимуллович https://www.youtube.com/watch?v=IsVBKdI_rzc
20.10.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=HNDZ94Y3-z4
24.10.2022 Естественно-научная грамотность на уроках химии Сафиуллина
Ильнара Исрафиловна
https://www.youtube.com/watch?v=nzGpbhUbxtA
28.11.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=6eIh9-iEY4s
16.12.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=2Sp0L3EBJ8M
19.12.2022 Применение кейсов по функциональной (читательской) грамотности на уроках истории и обществознания Банников Алексей Львович https://www.youtube.com/watch?v=1RSnZCBwkMM
20.12.2022 Развитие креативного мышления на уроках химия Сафиуллина
Ильнара Исрафиловна
https://www.youtube.com/watch?v=g4tAaZyjC9A
21.12.2022 Глобальные компетенции в урочно-предметной деятельности учителя физики Никонова Евгения Владимировна https://www.youtube.com/watch?v=qcMQcTzzAAA

Вебинары Института развития образования Республики Башкортостан

ДАТА

ТЕМА

ПОДКЛЮЧЕНИЕ

03.02.2022 г. 15:00

Читательская грамотность

https://youtu.be/f2PWx7OJB-g

04.02.2022 г. 15:00

Математическая грамотность

https://youtu.be/awX6DewAsSk

08.02.2022 г. 15:00

Финансовая грамотность

https://youtu.be/9EglJQmRLKY

09.02.2022 г. 15:00

Естественно-научная грамотность

https://youtu.be/pcMSbts5WaA

10.02.2022 г. 15:00

Глобальные компетенции

https://youtu.be/YG6AE_xBSI4

11.02.2022 г. 15:00

Креативное мышление

https://youtu.be/Hvd68gq5EBM

Вебинары ФГАОУ ДПО «Академии Минпросвещения России»

ДАТА

ТЕМА

ПОДКЛЮЧЕНИЕ

28.01.22

Совещание по вопросам организации участия школьников в PISA 2022

https://www.youtube.com/watch?v=JwoW0BYeDUs

04.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=yqRpCUYhLU8&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=16

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по естественно-научной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=r6Ca3kN0KsM&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=17

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по математической грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=Vj7iTRmPgi4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=18

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по креативному мышлению

https://www.youtube.com/watch?v=bahA0HMjSNc&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=19

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по читательской грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=W-_3n9x5SMU&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=20

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=c17BNFkcmz4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=21

11.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Трудности учащихся, обусловленные недостаточным уровнем математической грамотности.  Разбор заданий открытого банка

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Критериально – уровневая система оценки сформированности функциональной грамотности. Особенности инструментария PISA – 2022. Особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=S_GNcEomqG0

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Естественно-научная грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=CTbDhS_hEWk

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Финансовая грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=Fy_9GHUiDDc

11.02.22

Разбор заданий открытого банка на письменное и визуальное самовыражение. Трудности учащихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=tFZ9mEDVhto

18.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по математической грамотности.

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Трудности обучающихся в освоении читательских умений группы «Оценка информации текста». Разбор примеров заданий исследования PISA и заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=0GQ3i_8gQlY

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки естественно-научной грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=_ArCFL6Jgv8

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки финансовой грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=MUH9L9u7bjQ

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по креативному мышлению. Основные затруднения обучающихся и педагогов

https://www.youtube.com/watch?v=e8GT8UXWDRQ

25.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Содержательные аспекты математической грамотности. Предметные результаты освоения программы по математике. Разбор заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Читательская грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=U75_v3V9V04

25.02.22

Оценка уровня естественно – научной грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=9MGfKal3NeU

25.02.22

Оценка уровня финансовой грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=xkjF1P7ksHk

25.02.22

Разбор заданий открытого банка на разрешение социальных и естественно – научных проблем. Трудности обучающихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=lk1tCSsHQxg

Вебинары ФГБНУ Института стратегии развития образования Российской академии образования

ДАТА

ТЕМА

ВИДЕОЗАПИСЬ

14.01.22

Ключевые мероприятия: итоги 2021 года и планы на 2022 год

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Банк заданий по «глобальным компетенциям»

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Преемственность в формировании функциональной математической грамотности: от начальной школы к основной

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Представление регионального опыта формирования и оценки читательской грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Обсуждение методических подходов формирования естественно-научной грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Роль открытого банка заданий для формирования креативного мышления: методическое сопровождение, потенциал развития, возможность использования в образовательном процессе

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Может ли школа научить мыслить? Практики развития креативного и критического мышления

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Индивидуальные проекты школьников в области финансовой грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Открытие семинара «Представление регионального опыта формирования функциональной грамотности школьников: Московская область»

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Функциональная грамотность и системная работа школы

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Урок + внеурочка = ?

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Новый взгляд на проектную деятельность в школе

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Образовательный квест как инструмент формирования функциональной грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Подведение итогов

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

28.01.22

Совещание по вопросам организации участия школьников в PISA 2022

https://www.youtube.com/watch?v=JwoW0BYeDUs

04.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=yqRpCUYhLU8&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=16

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по естественно-научная грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=r6Ca3kN0KsM&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=17

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по математической грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=Vj7iTRmPgi4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=18

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по креативному мышлению

https://www.youtube.com/watch?v=bahA0HMjSNc&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=19

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по читательской грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=W-_3n9x5SMU&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=20

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=c17BNFkcmz4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=21

11.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Трудности учащихся, обусловленные недостаточным уровнем математической грамотности.  Разбор заданий открытого банка

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Критериально – уровневая система оценки сформированности функциональной грамотности. Особенности инструментария PISA – 2022. Особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=S_GNcEomqG0

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Естественно-научная грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=CTbDhS_hEWk

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Финансовая грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=Fy_9GHUiDDc

11.02.22

Разбор заданий открытого банка на письменное и визуальное самовыражение. Трудности учащихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=tFZ9mEDVhto

18.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по математической грамотности.

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Трудности обучающихся в освоении читательских умений группы «Оценка информации текста». Разбор примеров заданий исследования PISA и заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=0GQ3i_8gQlY

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки естественно-научной грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=_ArCFL6Jgv8

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки финансовой грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=MUH9L9u7bjQ

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по креативному мышлению. Основные затруднения обучающихся и педагогов

https://www.youtube.com/watch?v=e8GT8UXWDRQ

25.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Содержательные аспекты математической грамотности. Предметные результаты освоения программы по математике. Разбор заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Читательская грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=U75_v3V9V04

25.02.22

Оценка уровня естественно – научной грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=9MGfKal3NeU

25.02.22

Оценка уровня финансовой грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=xkjF1P7ksHk

25.02.22

Разбор заданий открытого банка на разрешение социальных и естественно – научных проблем. Трудности обучающихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=lk1tCSsHQxg

Архив 2021 год:

2024, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

г.Уфа, ул. Российская, 100/3
+7 (347) 216-81-80
magpos@mail.ru