+7 (347) 216–81–80

г.Уфа, ул. Российская, 100/3
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Документы

Письмо  Министерства просвещения РФ об организации работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ

Приказ Министерства образования и науки РБ о создании Координационного Совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций РБ

Приказ Министерства образования и науки РБ об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций РБ

Приказ Министерства образования и науки  РБ о формировании функциональной грамотности школьников

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности
обучающихся общеобразовательных организаций РБ

Аналитический отчет ЦНППМПР по результатам диагностики функциональной грамотности в рамках подготовки к основному этапу исследования (PISA) от 30.06.2022 №100-ц

Вебинары Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж

Дата Тема Выступающий Видеозапись
08.11.2023 Функциональная грамотность как способ социализации Банников Алексей Львович https://rutube.ru/video/private/3e6fa24bd9bc2a9e88616f135aa24b16/?p=ulh1gjXnqj7BhgnW-Gb-nA
11.02.2022 Читательская грамотность Банников Алексей Львович

https://www.youtube.com/watch?v=FFndt-hE0U8

15.02.2022 Креативное мышление Сафиуллина Ильнара Исрафиловна https://www.youtube.com/watch?v=bc-nPKL5bs0
16.02.2022 Читательская грамотность

Латыпова Рида Марсовна, Саньяров Фанзиль Булякович

https://www.youtube.com/watch?v=ukN7_MrcW-Y
17.02.2022 Читательская грамотность Насретдинов Сагит Калимуллович https://www.youtube.com/watch?v=R2aCH86HCsE
22.02.2022 Разбор заданий PISA по направлениям: «Естественнонаучная грамотность», «Читательская грамотность», «Математическая грамотность»

Никулина Юлия Александровна, Белоклокова Тамара Гайфулловна, Баширова Эльза Владимировна

https://www.youtube.com/watch?v=hnkXAtBxP_k
2.03.2022 Разбор заданий PISA по направлениям: «Естественнонаучная грамотность», «Читательская грамотность», «Математическая грамотность» Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Никонова Евгения Владимировна, Латыпова Рида Марсовна https://youtu.be/ccjACw9eE3g
16.03.2022 Разбор заданий по функциональной грамотности Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Никонова Евгения Владимировна, Латыпова Рида Марсовна https://youtu.be/s-357AqyFSY?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r

16.03.2022

Финансовая грамотность. Никонова Евгения Владимировна https://youtu.be/962dNTxmD-Y?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r

23.03.2022

Разбор заданий по математической грамотности Никонова Евгения Владимировна https://youtu.be/8vhzSYg3VDw?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r
23.03.2022 Естественно-научная грамотность Сафиуллина Ильнара Исрафиловна, Тарановская Ирина Викторовна https://youtu.be/J8s_1wkcxjk?list=PL7W1tEsemsTi4mkZ55y9uxgCKu1aKqx8r
05.10.2022 Формирование и оценка естественно-научная грамотности: разбор заданий на уроках «Физики» Никонова Евгения Владимировна https://www.youtube.com/watch?v=TNlf-QE2b_A
14.10.2022 Глобальные компетенции в урочно-предметной деятельности учителя истории Банников Алексей Львович https://www.youtube.com/watch?v=e_M5s405HF4
18.10.2022 Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка Насертдинов Сагит Калимуллович https://www.youtube.com/watch?v=IsVBKdI_rzc
20.10.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=HNDZ94Y3-z4
24.10.2022 Естественно-научная грамотность на уроках химии Сафиуллина
Ильнара Исрафиловна
https://www.youtube.com/watch?v=nzGpbhUbxtA
28.11.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=6eIh9-iEY4s
16.12.2022 Формирование и оценка читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Разбор заданий Садыкова
Наиля Альбертовна
https://www.youtube.com/watch?v=2Sp0L3EBJ8M
19.12.2022 Применение кейсов по функциональной (читательской) грамотности на уроках истории и обществознания Банников Алексей Львович https://www.youtube.com/watch?v=1RSnZCBwkMM
20.12.2022 Развитие креативного мышления на уроках химия Сафиуллина
Ильнара Исрафиловна
https://www.youtube.com/watch?v=g4tAaZyjC9A
21.12.2022 Глобальные компетенции в урочно-предметной деятельности учителя физики Никонова Евгения Владимировна https://www.youtube.com/watch?v=qcMQcTzzAAA

Вебинары Института развития образования Республики Башкортостан

ДАТА

ТЕМА

ПОДКЛЮЧЕНИЕ

03.02.2022 г. 15:00

Читательская грамотность

https://youtu.be/f2PWx7OJB-g

04.02.2022 г. 15:00

Математическая грамотность

https://youtu.be/awX6DewAsSk

08.02.2022 г. 15:00

Финансовая грамотность

https://youtu.be/9EglJQmRLKY

09.02.2022 г. 15:00

Естественно-научная грамотность

https://youtu.be/pcMSbts5WaA

10.02.2022 г. 15:00

Глобальные компетенции

https://youtu.be/YG6AE_xBSI4

11.02.2022 г. 15:00

Креативное мышление

https://youtu.be/Hvd68gq5EBM

Вебинары ФГАОУ ДПО «Академии Минпросвещения России»

ДАТА

ТЕМА

ПОДКЛЮЧЕНИЕ

28.01.22

Совещание по вопросам организации участия школьников в PISA 2022

https://www.youtube.com/watch?v=JwoW0BYeDUs

04.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=yqRpCUYhLU8&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=16

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по естественно-научной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=r6Ca3kN0KsM&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=17

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по математической грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=Vj7iTRmPgi4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=18

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по креативному мышлению

https://www.youtube.com/watch?v=bahA0HMjSNc&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=19

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по читательской грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=W-_3n9x5SMU&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=20

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=c17BNFkcmz4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=21

11.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Трудности учащихся, обусловленные недостаточным уровнем математической грамотности.  Разбор заданий открытого банка

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Критериально – уровневая система оценки сформированности функциональной грамотности. Особенности инструментария PISA – 2022. Особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=S_GNcEomqG0

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Естественно-научная грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=CTbDhS_hEWk

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Финансовая грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=Fy_9GHUiDDc

11.02.22

Разбор заданий открытого банка на письменное и визуальное самовыражение. Трудности учащихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=tFZ9mEDVhto

18.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по математической грамотности.

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Трудности обучающихся в освоении читательских умений группы «Оценка информации текста». Разбор примеров заданий исследования PISA и заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=0GQ3i_8gQlY

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки естественно-научной грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=_ArCFL6Jgv8

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки финансовой грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=MUH9L9u7bjQ

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по креативному мышлению. Основные затруднения обучающихся и педагогов

https://www.youtube.com/watch?v=e8GT8UXWDRQ

25.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Содержательные аспекты математической грамотности. Предметные результаты освоения программы по математике. Разбор заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Читательская грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=U75_v3V9V04

25.02.22

Оценка уровня естественно – научной грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=9MGfKal3NeU

25.02.22

Оценка уровня финансовой грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=xkjF1P7ksHk

25.02.22

Разбор заданий открытого банка на разрешение социальных и естественно – научных проблем. Трудности обучающихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=lk1tCSsHQxg

Вебинары ФГБНУ Института стратегии развития образования Российской академии образования

ДАТА

ТЕМА

ВИДЕОЗАПИСЬ

14.01.22

Ключевые мероприятия: итоги 2021 года и планы на 2022 год

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Банк заданий по «глобальным компетенциям»

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Преемственность в формировании функциональной математической грамотности: от начальной школы к основной

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Представление регионального опыта формирования и оценки читательской грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Обсуждение методических подходов формирования естественно-научной грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Роль открытого банка заданий для формирования креативного мышления: методическое сопровождение, потенциал развития, возможность использования в образовательном процессе

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Может ли школа научить мыслить? Практики развития креативного и критического мышления

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

14.01.22

Индивидуальные проекты школьников в области финансовой грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Открытие семинара «Представление регионального опыта формирования функциональной грамотности школьников: Московская область»

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Функциональная грамотность и системная работа школы

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Урок + внеурочка = ?

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Новый взгляд на проектную деятельность в школе

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Образовательный квест как инструмент формирования функциональной грамотности

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

21.01.22

Подведение итогов

https://youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO

28.01.22

Совещание по вопросам организации участия школьников в PISA 2022

https://www.youtube.com/watch?v=JwoW0BYeDUs

04.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=yqRpCUYhLU8&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=16

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по естественно-научная грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=r6Ca3kN0KsM&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=17

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по математической грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=Vj7iTRmPgi4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=18

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по креативному мышлению

https://www.youtube.com/watch?v=bahA0HMjSNc&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=19

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по читательской грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=W-_3n9x5SMU&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=20

04.02.22

Содержание и критерии оценивания  входной диагностической работы по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=c17BNFkcmz4&list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO&index=21

11.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Трудности учащихся, обусловленные недостаточным уровнем математической грамотности.  Разбор заданий открытого банка

https://www.youtube.com/watch?v=uRPxBluEuDw

11.02.22

Критериально – уровневая система оценки сформированности функциональной грамотности. Особенности инструментария PISA – 2022. Особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=S_GNcEomqG0

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Естественно-научная грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=CTbDhS_hEWk

11.02.22

Обсуждение результатов выполнения обучающимися входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Финансовая грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=Fy_9GHUiDDc

11.02.22

Разбор заданий открытого банка на письменное и визуальное самовыражение. Трудности учащихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=tFZ9mEDVhto

18.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по математической грамотности.

https://www.youtube.com/watch?v=iu4yk6dA7Wc

18.02.22

Трудности обучающихся в освоении читательских умений группы «Оценка информации текста». Разбор примеров заданий исследования PISA и заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=0GQ3i_8gQlY

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки естественно-научной грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=_ArCFL6Jgv8

18.02.22

Содержательные и компетентностные аспекты формирования и оценки финансовой грамотности. Затруднения обучающихся при выполнении заданий исследования PISA

https://www.youtube.com/watch?v=MUH9L9u7bjQ

18.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы по креативному мышлению. Основные затруднения обучающихся и педагогов

https://www.youtube.com/watch?v=e8GT8UXWDRQ

25.02.22

Открытие Всероссийского семинара по методическому сопровождению педагогов и образовательных организаций в вопросах формирования функциональной грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Содержательные аспекты математической грамотности. Предметные результаты освоения программы по математике. Разбор заданий открытого банка.

https://www.youtube.com/watch?v=SO_BEhD1xQo

25.02.22

Обсуждение результатов выполнения входной диагностической работы. Выявление затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы. Выявление проблем учителей при проверке ответов обучающихся.

Читательская грамотность.

https://www.youtube.com/watch?v=U75_v3V9V04

25.02.22

Оценка уровня естественно – научной грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=9MGfKal3NeU

25.02.22

Оценка уровня финансовой грамотности: критериально – уровневая система, особенности проверки и оценки работ обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=xkjF1P7ksHk

25.02.22

Разбор заданий открытого банка на разрешение социальных и естественно – научных проблем. Трудности обучающихся, выявленные в ходе пилотного исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=lk1tCSsHQxg

Архив 2021 год:

2020, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

г.Уфа, ул. Российская, 100/3
+7 (347) 216-81-80
magpos@mail.ru